В той или иной форме деньги у людей существовали с древнейших времен. Начиналось все со шкурок животных и морских раковин, которые было просто сосчитать и которыми было просто расплатиться, а закончилось на данный момент электронными деньгами, и уследить-то за которыми бывает не так просто. А если учесть, что наличные деньги никуда не делись, для расчетов используются кредитные карты, а храниться деньги могут на банковских счетах - учитывать все доходы и расходы становиться сложной задачей. Для контроля над финансовыми потоками фирм и предприятий нанимаются бухгалтера, создаются специальные отделы и ведомства. Однако, учитывая многообразие платежей, кредитных карточек, электронных кошельков и бесконечное множество вариантов потратить деньги путем как наличных, так и безналичных расчетов, даже простому человеку становится все сложней уследить за своими финансами. Таким образом, приходит в голову мысль, что в наш век компьютеров и информационных технологий должны существовать компьютерные решения для учета личных или семейных средств.
И такие решения есть. Одно из них - это
Домашняя бухгалтерия от компании Keepsoft. Отличительной особенностью этой программы является то, что она спроектирована так, чтобы ею могли пользоваться люди, далекие от бухгалтерии как таковой. Вы не найдете здесь ни бухгалтерских терминов, ни сложных форм, зато вас порадует интуитивно понятный интерфейс и все функции, которые вам могут понадобиться, чтобы следить за своими доходами и расходами.
В 2008 году программа отмечает свой десятилетний юбилей. В течение всего этого времени она усовершенствовалась, исходя не только из идей автора проекта, но и идей самих пользователей, что, несомненно, шло программе только на пользу. Об этом говорит и тот факт, что программа получила около 20 различных наград и высших мест в рейтингах различных электронных изданий и каталогов программного обеспечения. В этом же году вышла и новая версия программы 4.4.
Основным нововведением в новой версии стало то, что теперь вы можете использовать эту программу не только на персональном компьютере, но и на КПК. Более того,
Домашняя бухгалтерия для ПК и для КПК могут работать как одно целое, благодаря удобной функции синхронизации. Это значит, что теперь эта программа сможет следить за вашими финансами, где бы вы не находились! Синхронизация, как и все остальные операции в программе, выполняется просто и наглядно: выбираете соответствующий пункт меню, указываете путь к базе данных программы (который, как правило, определяется автоматически) и выполняете операцию. Всё - данные синхронизированы!
Остальные, можно сказать, традиционные функции программы также не могут не радовать человека, который хочет считать свои деньги, но не очень разбирается в профессиональной бухгалтерии. Все, что нужно сделать, - это указать, счета, где вы храните деньги, и категории (подкатегории) доходов и расходов. Счетами можно указать кредитную карту, на которую вы получаете зарплату, и наличность, которую затем снимаете и тратите. Категории (подкатегории) доходов - зарплата, подработка и т.д. Категории (подкатегории) расходов - это питание (хлеб, колбаса, спиртное, обед в столовой), одежда (белье, верхняя одежда), связь (сотовый, Интернет) и т.п. Вот и всё - теперь можно заносить в программу и ваши доходы, и ваши расходы. Естественно, по мере работы можно добавлять новые категории и подкатегории или редактировать существующие.

Окно учета расходов
Все вышесказанное относится к каждому отдельному пользователю программы. Да! Вы можете пользоваться ею один или создать несколько учетных записей, например, для членов семьи или своих детей, чтобы дать им возможность приобщиться к планированию своих доходов и расходов и научиться ответственному обращению с деньгами. Для пущей самостоятельности каждую учетную запись можно защитить паролем, чтобы только ее владелец мог вносить изменения.
Итак, с закладками "Счета", "Расходы", "Доходы" на главной странице все ясно, но функции программы этим не ограничиваются. Закладка "Долги" позволяет вам следить как за тем, кому вы даете в долг, так и за тем, чтобы сами вы не пропустили время платежа по своему кредиту. В диалоговом окне добавления новой записи вы сможете и указать процентную ставку (а ведь это важно, когда вы берете кредит), и установить дату напоминания, что важно уже как для кредита, который вы берете (зачем платить пеню за простроченный платеж), так и для напоминания должникам об их долге.
Последняя закладка в главном окне программы позволяет спланировать ваши доходы и расходы. Здесь все похоже на простое занесение в программу доходов и расходов, только все это рассчитывается на будущее. Особенно актуально это для периодически повторяющихся трат: коммунальные услуги, плата за телефон - все это регулярно оплачивается, зачастую фиксированными суммами из месяца в месяц. Внеся сюда соответствующие платежи, вы сможете увидеть расходы, которые у вас уже запланированы на ближайшее время. Это позволит вам не быть застигнутым врасплох внезапно наступившим временем платежа по кредиту или за квартиру.

Карточка планирования расходов
Чтобы не забывать регулярно вносить ваши доходы и расходы в программу, в ней существует "Менеджер загрузки". Вы можете настроить его так, чтобы он запускал программу, например, раз в день в определенное время. Тогда при включенном компьютере вы никогда не забудете внести новые данные в программу или отредактировать имеющиеся.
Естественно, такая программа должна иметь мощную систему построения отчетов. И действительно программа умеет строить различные отчеты, которые при желании можно настроить так, как вам нужно. Настраивается всё, начиная с периодов времени и конкретных данных и заканчивая цветом диаграмм. Надо ли говорить, что таблицы, кнопки и остальные элементы интерфейса также индивидуально настраиваются по вашему желанию. Просмотрев такой отчет за месяц, у вас появится возможность сделать какие-то выводы насчет своих расходов и увидеть то, на чем вы сможете легко сэкономить без ущерба для себя.

Диаграмма расходов
В наш век глобализации уже никого не удивишь, что расчеты могут вестись в нескольких валютах. У
Домашней бухгалтерии с этим нет никаких проблем - одновременно она может работать с пятью валютами. Причем пересчет с одной валюты на другую делается автоматически: программа может загружать самые последние курсы валют прямо из Интернета.
В программе существует еще несколько функций, которые упрощают и делают более надежной работу с программой. Если нужно обработать данные в каком-либо другом приложении, можно экспортировать данные в более чем 15 форматов - от специализированных форматов MS Excel и MS Access до простого текста или HTML. Если выбрать в настройках программы соответствующую опцию, то при каждом выходе из программы будет осуществляться резервное копирование базы данных, причем опции этой операции можно настроить. Базу же данных можно в любой момент почистить от устаревших или ненужных данных и сжать, чтобы уменьшить ее размер на диске.
Другими словами, если вы ищете программу, которая помогла бы вам следить за своими доходами и расходами без особых усилий, даже принося удовольствие,
Домашняя бухгалтерия отлично подойдет вам. Она не только позволит следить за финансами, но и даст вам возможность увидеть пути для оптимизации расходов, когда, построив и проанализировав отчет за месяц, вы вновь вспомните старую поговорку: "Копейка рубль бережет".