В статье мы расскажем, что такое антипотребление и дарономика. Разберем, зачем люди отказываются от покупок и как можно использовать эти принципы во благо себе и своего кошелька, но без фанатизма.
Что такое дарономика
Дарономика в глобальном смысле — это любая система общественных взаимоотношений, при которой люди отдают другим ценные товары и оказывают услуги бесплатно. Важно отличать дарономику от экономики обмена. В первом случае люди отдают ценности другим без каких-либо конкретных договорённостей о встречной награде. Главное отличие дарономики от рыночной экономики — в том, что фокус с денег смещается на отношения и взаимопомощь.
Мы все в определенных ситуациях следуем принципам дарономики, не всегда сознавая это. Например, в семье — когда отдаём близким хорошие качественные вещи, которые нам больше не нужны. Или с друзьями, когда безвозмездно помогаем им переехать или сделать ремонт.
Приверженцы дарономики хотят распространить отношения дарения на всех людей, в том числе, незнакомых, а не только на ближайший круг. Это позволяют сделать современные технологии, а именно — интернет и многочисленные сообщества на отдельных платформах и в соцсетях.
Что такое антипотребление и каким оно бывает
Антипотребление или антиконсьюмеризм— смежное с дарономикой, но более широкое понятие. Его сторонники выступают против того, чтобы приравнивать личное счастье к количеству приобретённых человеком материальных благ.
Движение началось на Западе несколько десятков лет назад и развилось в отдельные субкультуры. Например, такие:
- Своперы, которые не покупают одежду и другие вещи, но обмениваются ей на специальных вечеринках (свопах).
- Фриганы, которые не покупают продукты. Они находят еду с помощью фудшеринга (движение, когда люди делятся ненужной едой с другими) и дампстер-дайвинга (поиск еды в мусорных баках). У фриганов даже есть своя википедия TrashWiki с отмеченными точками поиска продуктов.
- Раббиш-вотчеры, которые занимаются поиском ценных вещей на свалках.
Приверженцы антипотребления устраивают свои масштабные акции. Например, уже 20 лет в Канаде, США и Великобритании в один день с Черной пятницей проводят Buy Nothing Day (День без покупок). В этот день масса людей на 24 часа полностью отказываются от любых покупок. Так они протестуют против маркетинговых уловок, а также покупки ненужных вещей во время распродаж. На фоне пандемии, социальной изоляции и падения доходов, популярность таких движений резко выросла.
Пожалуй, максимальное воплощение принципов дарономики и антипотребления можно найти на Burning Man. Это один из самых известных в мире музыкальных фестивалей. И по совместительству — временное государство, существующее без денег. Здесь каждый человек приносит пользу остальным участникам фестиваля. Например, кормит или поит других безвозмездно, чинит технику, развлекает и помогает. При этом все декорации и зоны развлечений также создаются силами участников.
Зачем антипотребление и дарономика нужны людям
Прежде всего, это философия. Люди хотят отказаться от товарного фетишизма, заботиться о природе и потреблять разумно, сместив фокус с вещей на отношения и взаимопомощь. А еще антипотребление помогает значительно сэкономить и направить деньги на то, что действительно вам важно.
Любопытный феномен нашего времени, что против чрезмерного потребления постепенно начинают выступать и сами бренды. Некоторые компании, например, полностью останавливают продажи в Черную пятницу. А другие не снижают цены в этот день, а, наоборот, повышают их: чтобы обратить внимание клиентов на проблему культа вещей и манипуляций распродажами.
Как следовать принципам антипотребления без фанатизма
Существуют разные формы дарономики и антиконсьюмеризма. От радикальных, когда люди отказываются от всего и предпочитают искать еду в мусорных баках. До более мягких, когда, прежде всего, они пересматривают свое отношение к потреблению, открывают для себя новые формы обмена/дарения вещей и снижают свои расходы. Вот несколько идей для тех, кто хотел бы потреблять меньше:
- Разберитесь, какие вещи вам действительно важно купить новыми, а какие вы готовы взять б/у бесплатно. Составьте список таких вещей и попробуйте найти их на таких платформах, как Дарудар или многочисленных группах «Отдам даром» в социальных сетях.
- Поразмышляйте, что вы покупаете для одноразового использования: праздничный декор для вечеринки, мольберт и кисти для пробного урока по рисованию, походные вещи для одной вылазки на природу за целое лето. Подумайте, можете ли вы одолжить эти вещи или принять их в дар.
- Решите, какие предметы (мебель, техника, одежда) в квартире вы давно хотели отдать, и выставите их в соответствующих группах.
- Подумайте, зачем вы покупаете ненужные вещи? Какие потребности вы этим закрываете: утешение в конце плохого дня? Награда за труд? Развлечение, когда вам скучно? Придумайте альтернативные действия, которые могли бы закрыть эти потребности. Например, это может быть прогулка в парке, разговор с другом, день в тишине с книгой или, наоборот, дикие танцы с выплеском энергии.
- Минимизируйте соблазн покупки: отпишитесь от рассылок брендов, не ходите в магазины голодными, составляйте списки действительно нужных вещей, выжидайте 24 часа после острого приступа купить что-то импульсивно.
А вам близки антипотребление и дарономика? Могли бы жить по их принципам? Или вы уже живете так? Поделитесь своим опытом в комментариях.
ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ