В этой статье мы расскажем, как начать рассказывать ребенку про деньги и в каком возрасте это лучше делать. Мы разберем вопросы про установки родителей, покупки дошкольников и карманные деньги школьников.
Как начать рассказывать ребенку про деньги
Говорить с детьми о деньгах нужно с того времени, как у них появляются вопросы. В 2-3 года ребенок уже осознает, что деньгами можно расплачиваться в магазинах. Просьбы о покупке игрушек и лакомств знакомят ребенка с концепцией ограниченности денег. Дети узнают, что их родители ходят на работу, чтобы получать деньги, которые можно обменять на что-то ценное. Это первые соприкосновения с миром финансов, которые происходят естественно. А целенаправленно говорить о деньгах с ребенком, по мнению психологов, стоит с 4-5 лет.
Начинайте с себя
Важнее всего осознавать, что личный пример учит ребенка лучше любой воспитательной беседы и обувающих игр. Ребенок очень хорошо считывает финансовое поведение родителей и бессознательно перенимает их установки. Если в семье постоянно беспокоятся о финансах, то и ребенок вырастет с тревожным отношением к деньгам. Если дома очень много говорят о деньгах и о статусе, которые они дают, то и ребенок будет относиться к деньгам как к сверхценности.
Поэтому в первую очередь разбирайтесь со своим отношением к деньгам. Чем оно спокойнее и разумнее, тем адекватнее будет отношение к финансам и у вашего ребенка в будущем.
Деньги в дошкольном возрасте
Дети 4-6 лет уже знакомы с категорией «деньги» — они часто просят родителей что-то им купить. Поэтому можно аккуратно начать разговаривать с малышами о финансах. Идеальный вариант — вместе спланировать покупку для ребенка. Обсудите с ним, сколько вы готовы выделить денег, что на такую сумму можно купить и как выбрать из разнообразия вариантов.
В таком возрасте для ребенка уже можно завести копилку. В нее он сможет собирать мелочь, которую ему дарят родители и близкие родственники. Это отличный способ дать возможность ребенку сделать выбор между накоплением на более крупную и желанную покупку и мелкими текущими расходами.
Деньги с началом школы
С началом школы у ребенка уже должны быть постоянные карманные деньги. Он должен учиться распоряжаться ими самостоятельно: что купить, сколько и когда.
Лучше выдавать деньги не слишком часто — например, раз в две недели. Так ребенок будет учиться планировать свой бюджет.
Важный момент в том, что карманные деньги выдаются на правах члена семьи. Они не должны быть инструментом поощрения за хорошую учебу или помощь по дому. Так же нельзя и наказывать, лишая ребенка денег. Небольшие суммы на карманные расходы — на еду, напитки и приятную мелочь — должны быть базовыми и безусловными.
Но при этом стоит проговорить с ребёнком конкретные правила. Например, если ребенок израсходовал всю недельную сумму своих денег в первый же день, не давайте ему тут же дополнительных средств. Ребенок должен понимать, что несет ответственность за свои маленькие финансовые решения. Поддерживайте его эмоционально, поговорите о том, как следует действовать в следующий раз, но сохраняйте твердость.
Скорее всего школьник поначалу будет спускать деньги на вредные снеки и лимонады. В этот момент не нужно пытаться контролировать или осуждать ребенка. Запаситесь терпением — придет момент, когда ребенок перейдет к более осознанным тратам.
В начальной школе ребенка нужно приобщать к домашнему бюджету. Расскажите, какие источники дохода есть у вашей семьи. Поделитесь с ребенком своими планами на крупные покупки. Младшекласснику уже можно и нужно рассказывать о таких финансовых вопросах:
— что такое кредиты и как они работают,
— как работает банковский вклад,
— зачем нужны накопления,
— как работает страхование.
Подростка можно уже больше вовлекать в детали семейного бюджета — обсуждать с ним обязательные статьи расходов в вашей семье. А еще это время подключать ребенка к семейным финансовым решениям. Например, вы можете предложить подростку на определённую сумму спланировать выходной день для всей семьи.
Читайте больше про обучение финансовой грамотности детей в статье «Что ваши дети должны знать про деньги: необходимый минимум».
ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ