В новой статье мы поговорим про импульсивные покупки. Разберем, какие триггеры толкают нас совершать необдуманные траты. И рассмотрим 8 способов сократить неразумные покупки.
Можно ли незаметно для себя потратить 100 000 рублей за год на бесполезную ерунду? Легко! Нужно просто тратить по 275 рублей на бездумные импульсивные покупки каждый день. Сумма совсем смешная, правда? Это пара чашек кофе в день или привычка брать акционные продукты на кассе.
Опросы показывают, что почти 90% из нас каким-то образом совершают импульсивные покупки. И это не только дешевые мелочи. С пандемией в 2020 ситуация ухудшилась — многие люди спасаются от тревожности и скуки с помощью бесконечных онлайн-покупок.
Что вызывает импульсивные траты?
Импульсивные траты происходят из-за внутренних и внешних триггеров. Для успешной борьбы с ними мы должны осознавать как свои собственные эмоции, так и маркетинговые уловки.
Внутренние триггеры импульсивных покупок
1. Настроение: импульсивные траты чаще всего происходят, когда мы очень возбуждены (~ 50%) или скучаем (~ 30%).
2. Физическое состояние. Когда мы находимся в нетрезвом состоянии или голодны, мы склоны совершать больше необдуманных покупок.
3. Возраст. Чем мы моложе, тем чаще совершаем импульсивные покупки.
4. «Осведомленность о статусе»: те, кто замечают, чем владеют другие люди, как правило, склоны покупать аналогичные статусные вещи, чтобы почувствовать себя включенными в группу.
5. Привычка мгновенного удовлетворения. Это происходит, когда вы не можете отделить свои желания от потребностей, которые нужно немедленно удовлетворить.
6. Автоматические привычки. Например, брать шоколадный батончик на кассе продуктового магазина.
Внешние триггеры импульсивных покупок:
1. Дизайн магазина. Любой супермаркет спроектирован так, чтобы, заставить вас покупать больше. Пока вы доберётесь до товаров повышенного спроса, вы проходите сквозь ряды и ряды продуктов, которые вы бы никогда не подумали купить, если бы их не увидели. То же касается и товаров рядом с кассовыми линиями — пока скучаешь в очереди, так и хочется их изучить и закинуть что-нибудь в корзину. Интернет-магазины делают то же самое с помощью «виртуального пути клика», пока вы оформляете заказ.
2. Музыка и ароматы. Расслабленная музыка и аппетитные ароматы увеличивают шанс купить ненужные товары.
3. Ограничения по времени и срочность. Когда мы видим, что скидка на товар «действуйте только сегодня» или надпись «остался только один товар», у нас подсознательно возникает страх упустить «хорошую» сделку.
4. Гарантия легкого возврата товара. Такие обещания заставляют нас думать, что покупка не может нам навредить. Ведь мы сможем легко вернуть ее, если позже решим, что она нам не нужна. Но суть в том, что большинству людей обычно лень возвращать вещи, даже после полного осознания, что это пустая трата денег.
5. Бесплатность. «Бесплатная доставка» или «Купи один и получи второй бесплатно »… Все мы очень ведёмся на слово БЕСПЛАТНО, даже если нам придется за него платить.
6. Персонализированная и таргетированная реклама. Почти все интернет-рекламные объявления персонализируются с учетом вашего местоположения, истории поиска, предпочтений, демографических данных и т.д. Огромное количество личной информации собирается и используется против вас, чтобы побудить вас совершить импульсивную покупку.
Советы, как остановить импульсивные траты (ладно, будем честны — не остановить, но хотя бы уменьшить их):
- Ограничьте использование социальных сетей! Любая соцсеть — это тонны рекламы во всех ее видах. Иногда вы даже не замечаете, что потребляете рекламный контент. Поэтому ограничение использования соцсетей пропорционально снижает ваши импульсивные покупки.
- Носите наличные или дебетовую карту вместо кредитной. Понимаем, это кажется таким неудобным! Но ряд исследований доказывает, что кредитные карты заставляют вас тратить больше и делают незапланированные траты менее болезненными. В то время как использование наличных или дебетовой карты заставляет задуматься о последствиях для ваших финансов.
- Используйте приложения и плагины, чтобы ограничить расходы. Например, Icebox от Finder.com — это расширение Chrome, которое меняет кнопку «Купить» на кнопку «Заморозить». Это дает вам время переосмыслить свою покупку и снижает риск импульсивных покупок.
- Найдите партнера по отчетности в финансах. Вы можете делиться своим бюджетом с другом — взять на себя обязательства и привлечь друг друга к ответственности. Люди меньше тратят, когда за ними наблюдают.
- Возьмите за привычку составлять списки покупок.
- Рассчитывайте стоимость вещей в рабочих часах, а не в рублях. Например, если вы зарабатываете 1000 рублей в час и видите футболку за 3000, то ее покупка будет стоить вам 3 часа работы. Стоит ли она того? Этот метод позволяет переключить мозг с эмоций на логику в принятии решений.
- Возвращайте вещи! Более половины людей, совершающих импульсивные покупки, признаются, что по возвращении домой чувствуют сожаление или раскаяние. Если вы попадаете в эту категорию, заставляйте себя вернуть предметы. Не стесняйтесь и не ленитесь этого делать.
- Заносите все расходы в специальную программу — например, Домашнюю бухгалтерию:
— Зная, что расход нужно будет внести в программу, мы превращаем покупки из импульсивных в более осознанные. Это значит, что увеличивается шанс, что от части неразумных трат мы откажемся еще в моменте принятия решения.
— Внося неразумные траты в программу, вы еще раз пожалеете о них и, возможно, в следующий раз задумаетесь перед совершением импульсивных покупок.
ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ