Мы проводим слишком много времени в социальных сетях. Пролистываем Facebook, Instagram и Pinterest, следим за идеальными жизнями идеальных людей с идеальными дорогими вещами и идеальными мыслями.
Большинство из нас понимает, что никто так на самом деле не живет. Но мозг всё равно фоново продолжает сравнивать себя и увиденное в социальных сетях. Это не только делает нас несчастнее (есть несколько научных исследований, подтверждающих этот факт). Но и заставляет тратить нас больше на вещи, которые нам не нужны.
FOMO
В среднем современный человек проводит 135 минут в день, листая соцсети. Представляете, как это сказывается на нашем потреблении? Причина этого желания сканировать жизни других кроется в психологическом феномене FOMO. Это аббревиатура от fear of missing out, которую можно перевести как «страх чего-то пропустить». Актуальную новость, события в жизни друзей, выход нового фильма и т.д. Мы живем в погоне за информацией. Раньше мы могли ежедневно следить только за людьми из нашего ближайшего круга. А сейчас мы можем смотреть, что едят на завтрак знаменитости, как прекрасно проводит время в путешествии ваша бывшая одноклассница, какой гаджет купил ваш коллега и какие премиум бренды сейчас актуальны среди блогеров.
Для нашего мозга это непосильный поток информации – ведь он эволюционировал в совершенно других условиях. Такой близкий взгляд на жизни других людей может вызывать приступы неосознанной зависти. А иногда приводит к чувству эмоциональной опустошенности, если скромный образ жизни уступает увиденному онлайн. Опросы говорят, что 57% людей тратят деньги, которые не планировали, из-за увиденного в социальных сетях.
В общем, если вы хотите чувствовать себя недостаточно богатыми, неуспешными, некрасивыми и неуверенными в себе, бесконечная прокрутка ленты в социальных сетях — идеальный для этого инструмент.
Социологи говорят, что больше всего от феномена FOMO страдают миллениалы. Так что если вы родились в промежутке с 1981 по 1996 год – вы в зоне риска. Однако так или иначе от FOMO страдают все, кто пользуется социальными сетями. Независимо от возраста, пола, статуса и уровня доходов.
Как бороться с FOMO:
- Ограничивать время, проведенное в социальных сетях. Можно продумать дневные лимиты на соцсети и награждать себя за их выполнение. Можно усложнить доступ к соцсетям. К примеру, удалить все приложения на телефоне и заходить в сети через мобильный браузер. Можно проработать триггеры, которые являются причиной бездумного блуждания в соцсетях. Когда вы неосознанно открываете привычные приложения? Когда стоите в очереди? Или когда хотите сделать перерыв в работе? А может в транспорте по дороге на работу? Попробуйте ввести новые привычки на каждый триггер.
- Постоянно отдавать себе отчет в том, что «идеальных жизней других» не существует. То, что мы видим в соцсетях – небольшая и часто приукрашенная часть реальности.
- Почистить свои подписки, удалив тех, кто вызывает у вас чувство финансовой тревоги, зависти или уныния.
- Задавать себе вопрос, когда появляется острое спонтанное желание что-то купить – «а не FOMO ли это»? И обязательно выждать 24 часа перед покупкой.
- И всегда помнить: бесконечный скроллинг вреден для вашей души (и вашего банковского счета).