К сожалению, реальность часто вносит коррективы в наши отпускные планы. Случиться может всё что угодно: внезапная болезнь, отказ в визе, политические беспокойства в стране, где вы намеревались отдыхать… В этой статье мы расскажем, что делать в таком случае и как вернуть деньги за путевку.
Основания для отказа от тура можно разделить на два блока — вынужденный отказ и отказ по воле клиента. Давайте рассмотрим их подробно.
Вынужденный отказ
Вынужденный отказ от путевки оговаривается в статье 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ»:
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
- Ухудшение условий путешествия, указанных в договоре (война, наводнение, ураган, землетрясение и любое другое стихийное бедствие, гражданские беспорядки в той стране, где вы планировали отдыхать).
- Изменение сроков совершения путешествия (когда туроператор без вашего ведома и согласования изменяет сроки вашего тура).
- Непредвиденный рост транспортных тарифов (когда из-за скачков на фондовых рынках непредсказуемо взлетают цены на билеты).
- Невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (когда вы внезапно заболели, или вам отказали в визе, или РФ изменило туристическую политику по отношению к той стране, куда вы собирались ехать).
Отказ по воле клиента
Иногда перед отпуском у вас могут просто измениться планы или резко ухудшиться материальное положение. В этом случае сложностей с возвратом денег за тур будет больше. В первую очередь, нужно как следует почитать договор. Как правило, в них прописываются штрафные санкции – сколько денег вы потеряете при отказе от тура за определенное количество времени.
Если потеря по договору существенна, стоит подумать о возможности переноса тура на более удобное для вас время. Чаще всего туроператоры с большей охотой идут на перенос тура, нежели на аннулирование и возврат средств.
Если же по каким-то причинам перенос отпуска для вас не вариант – можно обратиться в суд. Тогда довольно велик шанс, что вы вернете деньги, уплатив лишь штраф в размере тех расходов, которые уже понесла турфирма (бронирование отеля с безвозвратным залогом, оплаченная страховка и т.д.). Помните, что большую часть расходов на ваше содержание и перелеты турфирмы оплачивают уже после исполнения услуг.
Как вернуть деньги за путевку: 3 шага
- Написать заявление или претензию об отказе от договора (в двух экземплярах).
По закону за организацию вашего путешествия отвечает туроператор, даже если путевку вы приобрели через турагентство. Поэтому заявление нужно будет подать непосредственно туроператору.
Если причина отказа – вынужденные обстоятельства, дайте в заявлении ссылку на федеральный закон. Если причина личная, просто опишите возникшие обстоятельства. - Подать заявление или претензию:
— Вручить туроператору лично под роспись на вашем экземпляре документа;
— Отправить заявление почтой заказным письмом с уведомлением о вручении или ценным письмом с описью вложения на адрес туроператора, указанный в договоре. Не забудьте сохранить почтовые квитанции, уведомления, опись как подтверждение даты отправки;
— Продублировать претензию по электронной почте туроператора, а также вручить ее под роспись тому турагентству, где вы покупали тур. Это может значительно ускорить процесс. - Дождаться ответа. В течение 10 дней со дня получения туроператор должен рассмотреть ваше заявление.
В любом случае помните, что прописанное в договоре условие о конкретном штрафе за отказ от тура — это незаконно. Туроператор не имеет права удерживать с вас, к примеру, «50% стоимости тура». Он может не вернуть лишь документально подтвержденные расходы на организацию поездки. Если же туроператор настаивает на формулировке в договоре, мы советуем вам обращаться в суд.
Надеемся, ваши отпуска пройдут по плану! А если нет, то наша статья поможет вам вернуть деньги за путевку.