Первое правило любого финансового сайта, книги, статьи звучит так: «Начните вести личный бюджет». Мы все понимаем важность этого совета, часть людей пробует заниматься бюджетированием, но – увы – большинство забрасывает это дело через пару месяцев. Почему? Надеемся, это пошаговое руководство даст вам ответ на этот вопрос и поможет вам правильно и эффективно вести личный бюджет.
Прежде всего, давайте узнаем, почему большинство терпит неудачу в этом вопросе. На самом деле, причин «крушения» бюджета всего две:
- Вам не хватает точных данных о прошлых расходах
- Вы не можете сформировать четкие, достижимые и приоритезированные цели
Из первой причины вытекает то, что вы не можете правильно спланировать будущие расходы, они регулярно превышают доходы, вам не хватает средств дожить до зарплаты (вне зависимости от величины вашего дохода), вы часто влезаете в мелкие долги и прочее.
Из второй причины вытекает то, что вы не можете грамотно делать накопления, вы не понимаете, когда достигните цели и поэтому быстро теряете мотивацию, из-за проблемы в расстановке приоритетов вы не можете сообразить, как копить на несколько целей сразу, вы часто расходуете деньги, которые предназначались для других целей.
Как правильно вести личный бюджет
Шаг 1. Определите, какой бюджет будет работать лучше всего именно для вас.
К счастью, существуют сотни различных методов бюджетирования. Вам нужно пробовать один за другим, пока вы не найдете то, что работает именно с вами. Вот, например, один из самых популярных видов бюджета:
50-30-20. Для тех, кто относительно стабилен в финансовом отношении, у кого средний и выше среднего доход, но есть желание усилить контроль над своими финансами.
Суть: 50% дохода тратьте на проживание (аренда, ку, продукты, погашение кредитов, любые обязательные платежи), 30% дохода тратьте на ваши личные потребности (развлечений, кафе, покупка одежды/гаджетов и т.д.), 20% откладывайте на цели.
Шаг 2. Определитесь с форматом
Это может быть таблица Excel, журнал Bullet (внесение записей от руки в специальный журнал) и финансовое приложение. Перебирайте форматы до тех пор, пока вам не будет удобно вести ежедневный бюджет. Попробуйте нашу программу по финансовому учету – Домашнюю Бухгалтерию. Вы всегда сможете ее удалить и перейти на что-то другое, если вдруг именно вам она не подойдет.
Шаг 3. Начните отслеживать свои расходы
Одна из причин, по которой большинство из нас никогда не может придерживаться бюджета, состоит в том, что мы недооцениваем наши траты. Поверьте, это ошибка абсолютно всех людей. Поэтому начните с простого – записывайте все свои траты в течение месяца. Не пытайтесь экономить, не анализируйте в процессе, не вините себя за излишки – просто спокойно и регулярно фиксируйте все свои расходы.
Шаг 4. Проанализируйте полученную информацию
Категоризируйте ваши расходы, выделите постоянные неизменяемые траты (аренды, кредит и пр.), посчитайте, сколько вы тратите на еду и соответствует ли это качеству вашего питания, подумайте, где вы сможете сэкономить, от чего отказаться. Не впадайте в крайности – часть денег вы в любом случае должны тратить на так называемые «капризы», чтобы чувствовать себя психологически комфортно. Но это должна быть совсем небольшая часть. Воспринимайте информацию о ваших тратах как информацию о ваших приоритетах. Если ли значительная часть бюджета у вас уходит на рестораны и посиделки с друзьями, подумайте, действительно ли это так важно для вас? Готовы ли вы осознанно отдавать эти деньги и это время на такое времяпрепровождение? Если вы уверено говорите да – то не нужно ничего менять. Главное, чтобы вы отдавали отчет в каждой своей трате.
Шаг 5. Пропишите личный бюджет
По сути, это подробный план доходов и расходов. Всегда чуть преувеличивайте будущие расходы в плане. Пусть в нем будут выделены наглядно постоянные и временные расходы. Вписывайте в свои расходы такие неочевидные вещи, как подарки, возможные ремонт автомобиля и поход к врачу.
Шаг 6. Настройте автоматические платежи
Там, где это возможно, настройте автоматические платежи – кредиты, аренда, сбережения на отдельный счет.
Шаг 7. Поставьте цели
Пропишите свои цели. У них должны быть конкретные реальные сроки. Вы должны четко понимать, сколько и когда вы будете откладывать на каждую цель. Вы должны осознавать, какие из целей приоритетны. И еще – вы должны быть уверены, что эта цель действительно важна вам (например, вы хотите новый автомобиль, потому что он вместительнее, экономнее и удобнее старого, а не потому, что хотите произвести впечатление на ваших коллег и друзей неоправданно дорогой вещью).
Шаг 8. Соблюдайте бюджет и подстрахуйтесь от непредвиденных ситуаций
Конечно, никто никогда не сможет четко следовать бюджету, жизнь всегда вносит какие-то коррективы. Но вы должны быть готовы к неожиданностям. Рекомендация номер один в этом случае – создание «чрезвычайного фонда», накопления, которые вы используете только для чрезвычайных ситуаций.
Шаг 9. Пробуйте разные системы и не сдавайтесь
Если вы потерпели неудачу, начните заново! Используйте другой принцип, другой формат, другой вид бюджета. Всегда есть еще какой-то вариант, который вы не опробовали. Помните, что ведение бюджета – одна из самых тяжелых задач для большинства людей, которые пытаются привести свои финансы в порядок. Найдете тот вариант, который увлечет и будет эффективным именно для вас.
Шаг 10. Корректируйте бюджет.
Если вы понимаете, что не справляетесь с тем планом, что наметили себе – не давите на себя, а откорректируйте личный бюджет (уменьшите сумму накоплений, откажитесь от какой-то не приоритетной цели). Если у вас изменился уровень дохода (повышение, подработка) или расхода (рождение ребенка, покупка машины) – откорректируйте бюджет. Вообще, в любой непонятной ситуации – корректируйте бюджет.
Пишите, в комментариях, ведете ли вы бюджет и если да, то каким способом и с каким успехом. И не забудьте подписаться на обновлении нашего блога, чтобы не пропустить следующий выпуск с финансовыми советами.
Не забывайте записывать свои расходы и доходы в Домашней Бухгалтерии. Вы можете бесплатно скачать программу для учета личных финансов и ведения семейного бюджета.
Здравствуйте. Модель интересная, но на данный период для меня мало подходящая. Могли бы вы посоветовать модель для ниже среднего заработок (ПОКА). СПАСИБО Плотников В
Хотя попробую вашу модель. Надеюсь она даст результат.
Хорошая статья! Внимательно прочитал, чтобы попробовать применить на практике.
Веду личный бюджет несколько лет с помощью Домашней бухгалтерии, очень нравится, рекомендую. Помогает держаться в заданных рамках, Есть одно правило: отложить в накопления или инвестиции задуманные средства в начале месяца (или сразу после зарплаты), иначе к концу месяца их не останется. 🙂
Тема интересна очень, буду пробовать данную модель. Но есть вопрос, а где взять или почитать о других моделях бюджета, посоветуйте сайт с реальными моделями. Я понимаю что просторы интернета велики, но хотелось бы конкретнее.