Мы подготовили для вас инструкцию в шесть шагов, как замотивировать и научить ребенка копить деньги. Подходит как для малышей 4-5 лет, так и для школьников до 18 лет.
Этап первый
1. Первое, что нужно сделать – перестать покупать «хотелки» по первому требованию ребенка. Да-да, нужно проявить чудеса сдержанности и постараться выдержать слезы и истерики. Ведь чаще всего купленная из-за спонтанных капризов вещь перестает радовать ребенка очень быстро. На самом деле, он не так уж сильно ее и хочет, просто в ребенке действует биологическая программа: я вижу что-то «хорошее» (игрушка) – всплеск дофамина от предвкушения покупки – эйфория – покупка – через короткое время игрушка перестает радовать. Так происходит, потому что дофамин вырабатывается не из-за самой покупки, а только от ее предвкушения. Таким образом, можно «подсадить» ребенка на дофамин, ведь частные спонтанные покупки по первому желанию провоцируют психологическое привыкание.
2. Попробуйте перехитрить ребенка (точнее, его мозг) и растянуть выработку дофамина: вместо того, чтобы купить игрушку, предложите малышу занести ее в список желаний. Лучше, чтобы такой список был визуализирован: вместе с ребенком вы можете сфотографировать игрушку в магазине и распечатать, вырезать из каталога или просто нарисовать. Рядом подпишите цену игрушки. И раз в неделю, две или месяц пробегайтесь с ребенком по всему списку и пусть он выбирает самое желанное для покупки. Таким образом, ребенок научится размышлять над своими желаниями, анализировать их, подвергать критике, расставлять приоритеты.
Но где же про накопление, спросите вы? Уверяем вас, без первых двух пунктов невозможно научить ребенка копить. Если он получает по первым спонтанным прихотям всё, что ему захочется, и не размышляет над своими желаниями, у него не возникнет мотивации копить.
Этап второй
3. Следующий шаг – дать свободу распоряжаться своими деньгами. Если вы еще не даете ребенку на карманные расходы, начните это делать. Пусть это будут небольшие деньги – 200-300-400 рублей в неделю. И закиньте ребенку мысль, что он может или сразу потратить эти деньги на какую-то мелочевку, или выждать несколько недель и купить что-то из списка желаний. Не настаивайте. Пусть ребенок примет решение сам. Возможно, он не сразу сделает правильный выбор – не стоит его критиковать за это.
4. Если ребенок принял решение копить на что-то – помогите ему составить план. Чем младше ребенок, тем нагляднее он должен быть. Для малышей подойдут красочная шкала, которая отображает, как близко он к цели. Для тех, кто постарше подойдет и таблица с записями. Главное, что должно быть в плане (в принципе, как и у взрослых) – цель, стоимость, срок достижения и сколько нужно откладывать каждую неделю. Таким способом ребенок учится ставить достижимые цели, строить планы, разбивать их на этапы и, вообще, думать о будущем.
Этап третий
5. Теперь ваш ребенок знает, как действовать. Обеспечьте его копилкой – красивым конвертом или банкой. Пусть на копилке будет обозначена цель. Вообще, чем больше она мелькает перед глазами – тем больше мотивации к накоплению у ребенка будет.
6. Поощряйте ребенка и помогайте ему на каждом этапе. Например, стоит отговорить малыша от слишком долгосрочной цели, для маленького возраста это очень тяжелая задача – пусть первая цель будет достигаема в пределах месяца. Помогайте ребенку любого возраста на первых порах – за каждые накопленные 500 или 1000 рублей кладите в копилку 100-200 рублей. Если у ребенка совсем не получается копить – проведите с ним работу над ошибками, поговорите, на что и когда чаще всего он «спускает» свои деньги, помогите разобраться с причинами.
Надеемся, эти советы помогут вам научить ребенка копить и внести значимый вклад в его будущее финансовое благополучие. И подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить следующую публикацию от Домашней Бухгалтерии.
Здравствуйте, ребенку 10 лет, тоже так и делаем как описано в статье, но он стал раздражителен, нервным, говорит что не может никак накопить. Что делать?