Кто мог подумать, что будущее наступит так быстро. Оплатить «коммуналку» одной рукой на бегу со смартфона? Пожалуйста! Отдать «долг» за обед коллеге, пока возвращаетесь в офис? Легко. В 30 секунд пополнить счет мобильного, когда нужно срочно позвонить? Запросто. Вы уже догадались, что речь идет про мобильный банкинг?
Если не вдаваться в технические подробности, то это – управление своим банковским счетом через планшет, смартфон или обычный сотовый. Для таких операций нужен интернет или обычная сотовая связь с работающими СМС на «короткие» номера (обычно их используют под мобильный банкинг).
Кстати, раньше именно СМС-банкинг считался мобильным банкингом в целом. Но сейчас популярность смартфонов и доступность интернета настолько широки, что транзакции через СМС теряют актуальность и кажутся всё менее удобными и безопасными.
Мобильный банкинг сейчас
Сейчас мобильный банкинг – это интернет-банкинг со слегка урезанными функциями, который адаптирован под мобильные устройства и под небольшие диагонали экранов ваших планшетов и смартфонов. Но уже в ходу принцип «сначала мобильные», и много где приложения более функциональны, чем полные версии для ПК или Интернета.
Однако, это будущее… Что же мы имеем сейчас?
Банков со встроенными чатами поддержки в приложениях, где робот-чатбот в режиме текстовых команд принимает ваши инструкции, совершает операции и дает справки, уже больше 50 в русскоязычных странах, это очень модно. Уже есть и банки, работающие только на мобильных и только через свои приложения. В России это, к примеру, Рокетбанк. Есть банки, которые интегрированы со службами мгновенных сообщений, как интегрированы с Telegram и Facebook Messenger российские новые банки Talkbank и Тинькофф.
Но в каких случаях мы обычно прибегаем к мобильному банку, а когда выбираем другие каналы для платежей и переводов?
При выборе способа платежа мы сами не замечаем, что учитываем:
- Доступность (наличие нужного оборудования: компьютер, телефон, банкомат),
- Срочность (чем быстрее нам нужно совершить платеж – тем вероятнее мы сделаем это через смартфон),
- Безопасность (чем меньше сумма – тем менее критична ее потеря в случае мошенничества; о безопасности мобильного банкинга мы поговорим ниже),
- Необходимость чека (бывают случаи, когда нам необходим кассовый чек или «товарный» чек с печатью),
- Величина суммы перевода (чем выше платеж – тем менее вероятно, что мы воспользуемся мобильным банкингом),
- Стоимость (есть ли комиссия за платеж или, напротив, даётся бонус).
Всё это определяет наш выбор, да? Если сумма небольшая, у нас ограниченное время, мы доверяем переводам через мобильное устройство, т.к. давно используем их – мы выберем платеж через мобильный банк.
Как показывает статистика НАФИ, чаще всего мы выбираем мобильный банкинг в следующих случаях:
- Оплата связи (интернет, мобильный телефон),
- Финансовая помощь/переводы близким,
- Взаиморасчеты с друзьями и коллегами.
Главный плюс таких переводов – доступность и скорость. Ведь телефон всегда под рукой, верно?
Мобильный банкинг хорош еще следующим:
- В подавляющем большинстве услуги мобильного банкинга предоставляются бесплатно. Достаточно только скачать приложение;
- Все электронные банковские транзакции проходят в зашифрованном виде. Они более защищены, чем аналогичные переводы с использованием проводной связи;
- Многие мобильные банки включают в себя функции по учету финансов (к примеру, вы можете отслеживать расходы, строить графики и устанавливать ограничения по тратам). Однако они отличаются значительно урезанной функциональностью. Если вам нужен детальный контроль над вашими финансами, а также если вы клиент нескольких банков одновременно, то свести бюджет поможет сторонний сервис по учету финансов. Вы можете попробовать бесплатную многофункциональную версию «Домашней Бухгалтерии» здесь для Android и iPhone/iPad.
Главный же минус мобильного банкинга – невысокий уровень безопасности:
- СМС-сообщения незашифрованы и легко перехватываются. Хакер сможет относительно легко получить информацию о счете и картах пользователя.
- Теряете телефон? Доступ к банку может оказаться в руках чужого человека.
- Мобильные устройства без антивирусной защиты подвержены высокому риску взлома конфиденциальной информации.
- Данные нетрудно украсть, если вы заходите в интернет через сомнительные соединения, например, бесплатный Wi-Fi в общественных местах.
Как не стать жертвой мошенников? 7 простых правил:
- Если вы поменяли номер телефона – сразу же сообщите об этом банку и отключите услугу мобильного банкинга по старому номеру.
- Если вы потеряли телефон с сим-картой, к которой привязан мобильный банк – обратитесь к оператору и заблокируйте сим-карту, а также отключите услугу мобильного банкинга через ваш банк.
- Не храните конфиденциальную информацию (логины-пароли, номера карт, CVV-коды) на мобильном устройстве.
- Не подключайте услугу мобильного банкинга к номерам телефона и мобильным устройствам, которые вам не принадлежат.
- Не переходите по ссылкам и не устанавливайте приложения, которые вы получили по СМС или электронной почте (даже если они пришли от имени вашего банка).
- Используйте мобильный антивирус и своевременно его обновляйте.
- Постарайтесь придумывать сложный пароль и шифровать данные на смартфоне.